Увидеть театральную постановку по Федору Достоевскому — это редкость. Найти в Екатеринбурге «Братьев Карамазовых» или, например, «Идиота» довольно проблематично. А тут — сразу «Преступление и наказание»! Немедленно возникает вопрос: как такую тяжеленькую книжку уместить в два действия, да еще и с антрактом? Из печальных новостей — путь здесь только один — безжалостно вырезать 80 процентов книги. Звучит, конечно, кощунственно. В спектакле нет ни Свидригайлова, ни Лужина, ни Разумихина. Зато есть три Раскольникова (сходите — поймете).
Однако те линии, что в спектакле остались, действительно производят впечатление. Сцена убийства лошади, которая в книге занимала от силы 2 страницы, тут является чуть ли не кульминационной. Зал на этом эпизоде по-настоящему вжимается в кресла. Линии Порфирия Петровича и Сони Мармеладовой сохранены, конечно, подрезаны, но суть передают точно. Да и вообще эффектных эпизодов в спектакле много и смотреть его уж точно не скучно.
Отдельное внимание постановка уделяет внутренним монологам, которые, в принципе, что в театре, что в кино, обычно опускаются в угоду более подробному раскрытию сюжетных линий. А потому хоть вы и не увидите многое, зато услышите все про «тварей дрожащих и про тому подобных». Это вообще важная тенденция для современного театра — не пытаться гнаться за детальным изложением сюжета, а уловить сам тон, дух, импульс книги и с помощью двух-трех сюжетных линий передать его на сцене. Получается не всегда, здесь получилось.
Дело в другом — постановка эта точно не для тех, кто желает использовать её как суррогат вместо чтения книги, никакого представления о романе человеку не сведущему, она, конечно, не даст. А потому школьникам, желающим облегчить себе жизнь, сюда точно не надо. Тем же, кто знаком с романом хорошо, будет крайне любопытно увидеть эту его вариацию. Пускай сокращенную, упрощенную и авангардную (чтобы показать роман полностью, спектакль бы длился дня два точно), зато эффектную, нескучную и остроумную, а после спектакля обязательно побежать домой и достать книжку с полки. В конце концов, если вам неинтересно, как на сцене покажут убийство старухи (а его покажут, не сомневайтесь), вам вряд ли что-либо интересно вообще.